Советы логопеда

 

Самые подходящие методы для развития и совершенствования речевых возможностей детей – это наблюдение и комментирование. Рассмотрите с ребёнком полевые цветы на лужайке или садовые на клумбе, назовите их, их части (стебель, листья, лепестки, серединка, корень, шипы (если есть)); через некоторое время повторите для успешного запоминания. Если вы на даче составили букет, попросите ребёнка рассмотреть его и назвать сначала садовые, а затем полевые цветы. Поиграйте в игру-соревнование «Кто назовёт больше признаков?» Взрослый и ребёнок выбирают себе по одному цветку и по очереди называют слова, отвечающие на вопрос «Какой?» или «Какая?» Например, роза какая? (Высокая, бордовая, ароматная, колючая, прекрасная, свежесрезанная и т. д.) За каждое слово игрок получает палочку или камешек. Кто больше слов назовёт, тот и выиграл. Аналогично можно называть слова-действия, тем самым обогащая глагольный словарь ребёнка. Например, жук что делает? (Ползёт, сидит, летит, жужжит, кружится и т. д.)

Дети очень любят отгадывать и загадывать загадки. После наблюдения за какой-либо группой объектов (ягоды, рыбы, насекомые и т. д.), взрослый называет ряд слов (признаков и/или действий), характерный для одного предмета, а ребёнок отгадывает этот предмет (объект). Например, длинная, хищная, зубастая… (Щука.) Затем ребёнок загадывает загадку взрослому.

В аналогичные игры можно играть по всем лексическим темам. Не забывайте уточнять обобщающие понятия: это рыбы (речные, морские), насекомые, грибы, цветы (садовые, полевые) и т. д.

Также очень полезно играть в игры «Назови ласково» (жук – жучок, берёза – берёзка, карась – карасик и т. д.) и «Один – много» (бабочка – много бабочек, подберёзовик - много подберёзовиков, лист – много листьев, пень – много пней и т. д.). В процессе игры можно бросать друг другу мяч, катать машинку. Не забывайте хвалить малыша. Если у него возникают трудности, сами произнесите правильную форму слова (пень - много пней) и обязательно повторите его следующий раз.

Желаю успехов!