Советы Педагога-психолога
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Егорова Елена Алексеевна
Должность: Педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на Дону «Детский сад № 263»
Образование: Высшее, РГПУ, 1998г., педагог-психолог для работы с детьми дошкольного возраста
Категория Высшая квалификационная категория
Общий стаж / Стаж по специальности 20 лет
Повышение Квалификации - ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» «Педагогика и психология (для педагогов-психологов ДОУ)» по проблеме: «Проектирование психолого-педагогического сопровождения дольного образования в условиях введения ФГОС ДО» в объеме 144 часов 2016 г.;
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Методический центр образования» по проблеме: «Перспективы развития инклюзивного образования» 2016 г., 18 часов;
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Методический центр образования» по проблеме: «Образовательная робототехника» 2017 г., 72 часов;
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Методический центр образования» по проблеме: «Современные проблемы и тенденции развития системы дополнительного образования» 2018 г., 72 часов;
График консультаций
Дни недели |
Педагоги,
специалисты,
администрация
|
Родители |
Понедельник | 12.30 - 13.30 | - |
Вторник | 12.30 - 13.00 | 8.30 - 9.00 |
Среда | 12.30 - 15.00 | 16.00 - 18.00 |
Четверг | - | 12.30 - 13.30 |
С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности - учебной. Именно через нее у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.
Важно помнить, что учеба - это первая продуктивная деятельность ребенка, т. к ребенок осваивает знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Можно сказать , что через всю свою жизнь человек проносит опыт применения тех учебных навыков, которые прививаются в младшем школьном возрасте.
Почему же некоторые дети, придя в школу, не хотят учиться или не могут этого делать?
Дело в том, что поступление в школу у ребенка не гарантирует появления у него учебной активности. Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности - освоение позиции школьника. Что она в себя включается?
1. Умение слушать, т.е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника. Это называют умением выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя.
2. Наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями, , т.е. желании и старании всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого - но не бросать его.
3. Умение не только отвечать самому, но и выслушивать других, в классе. Это конечно, не так интересно, как говорить самому - нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка. Некоторые дети поначалу даже обижаются на одноклассника или на учителя. Необходимы время и большая работа всех участников процесса принимать во внимание интересы друг друга.
Несмотря на то что формируется и проявляется позиция ученика в школе, она важна и для родителей. Ведь ее фундамент - особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы. Оптимальное такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т.е. между "надо" и "хочу".
К примеру, когда дошкольник хочет играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или есть сладости, то это нормально, если вместе с тем он будет самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать во время и помогать взрослым. Ведь выполнение всех этих "обязанностей" - с одной стороны, важный вклад ребенка в "копилку" уверенности в себе, с другой - одна из существенных предпосылок умения преодолевать трудности в школе.
Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше - "хочу" или "надо"? А может быть, уже есть баланс?
После усвоения ребенком позиции школьника следующий шаг в формировании учебной активности - волевое развитие.
Развитие воли ребенка
Истоки волевого поведения лежат в боле раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. С 4 лет развивается контроль своих действий. На 4-5-м году жизни у детей проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувством вины перед взрослым. Конечно, настоящий рывок в волевом развитии приходится на младший школьный возраст.
Два компонента воли
Воля - многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента. Первый компонент воли - умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, т.е. сознательное управление своими действиями. Не менее чем способность управлять своим поведением, важен второй компонент воли - умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.
С возрастом сложность предъявляемых ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что с его увеличившимися потребностями считаются, т.е. признают его самого уже "большим". Однако при этом надо учитывать и меру трудностей, которые придется преодолеть ребенку. и не превращать развитие его волевой сферы в самоцель, в скучное и нудное занятие.
Как общаться с пассивным ребенком
1. Если ребенок пассивен, разрешайте ему пробовать, предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
2. Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело), которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время – будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он сам самостоятельно реализовал свое желание активизироваться.
3. Озвучивайте, что именно получается у ребенка: мастером чего он является, что хорошо умеет или делать лучше всех и т.д. именно через слова формируется внутреннее значение человека о себе.
4. Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что-то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки – лучше похвалите.
5. Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него – это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
6. Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получается различных примеров ребенок, тем лучше.